В ИПФ РАН прошла областная конференция учителей физики и астрономии

Шестая областная конференция учителей физики и астрономии состоялась 10 января 2024 года в конференц-зале Института прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова РАН. Традиционно основные вопросы касались подготовки выпускников 9-х и 11-х классов к Государственной итоговой аттестации этого года. Организаторами события выступили ИПФ РАН, НГПУ им. Минина, а также нижегородская Ассоциация учителей физики и астрономии.

Участниками конференции стали более 200 учителей физики и астрономии из разных районов Нижегородской области. Программа события включала в себя выступления экспертов ЕГЭ и ОГЭ, доклады от научных сотрудников ИПФ РАН и сотрудников детских образовательных учреждений о направлениях работы с талантливыми школьниками, обсуждение проблем образования. Завершилась конференция экскурсией по лабораториям ИПФ РАН.

91% школьников, начавших изучать физику в седьмом классе, не выбирают ЕГЭ по этому предмету. Из тех, кто имеет право сдавать ЕГЭ по физике, всего 1% сдают его на «хорошо» и «отлично». Такие цифры озвучил на конференции ректор НГПУ им. Минина Виктор Сдобняков.

Разрешение сдавать либо физику, либо информатику для поступления на технические специальности привело к тому, что прагматичные старшеклассники и их родители выбирают ЕГЭ по информатике, который всё-таки сдать проще. В результате число сдающих физику продолжает снижаться из года в год. Об этом рассказала руководитель комиссии разработчиков экзаменационных заданий по физике, д.п.н. Марина Демидова, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Она проанализировала результаты прошлогодних экзаменов и отметила, что Нижегородская область стабильно показывает результаты выше средних по стране. Так, если средний балл ЕГЭ по физике составил 54,85, то в нашей области он выше – 56,87. Процент выпускников, сдавших физику на 81–100 баллов, по стране – 9,25%. В Нижегородской области их 12,45%. Есть регионы, где не прошедших минимальный порог насчитывают до 30%. У нас таких – 5,15%.

Марина Юрьевна подробно рассказала о задачах, вызывающих сложности из года в год, и отметила, что здесь, возможно, имеют место методические недоработки учителей. Дети плохо решают квантовые задачи (высокая сложность), но также, оказывается, плохо понимают и закон Архимеда, который объясняют в седьмом классе.

Елена Камзеева – к.п.н., ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» – рассказала о ситуации с ОГЭ в девятых классах. Вопрос важный, поскольку самая большая преемственность от ОГЭ к ЕГЭ именно по физике. А значит, чтобы увеличить поток сдающих физику для поступления в вузы, надо начинать работать уже с седьмого класса.

В ОГЭ тоже есть задания, которые стабильно выполняют немногие: эксперименты, работа с текстами физического содержания, качественные задачи, измерения, расчётные задачи высокого уровня сложности. У девятиклассников также отмечаются проблемы с развёрнутыми ответами, с записью полного решения расчётных задач.

Несколько докладов на конференции были посвящены инструментам для подготовки к экзаменам. Многие ресурсы для педагогов и учащихся были озвучены в презентации Андрея Смирнова – зам. директора МБОУ «Лицей №40», руководителя экспертной группы Нижегородской области на ЕГЭ по физике. Типичные ошибки в решении задач второй части ОГЭ по физике рассмотрела учитель физики МБОУ «Лицей №87» Александра Овсянникова. Профессор ННГУ и НГПУ, д.п.н. Ольга Лебедева рассказала о бесплатной физико-математической школе на физфаке университета им. Н.И. Лобачевского. На занятиях она делает акцент на понимание самого предмета, на физические опыты. Ей важно, чтобы дети не просто сдали экзамен, а понимали эту науку, могли в ней творить и экспериментировать.

Большую работу ИПФ РАН со школьниками и учителями осветили заведующий отделом ИПФ РАН, член-корреспондент РАН Владимир Кочаровский и заведующий научно-образовательным комплексом ИПФ РАН, к.ф.-м.н. Александр Рейман. Они рассказали о факультете Университета Лобачевского «Высшая школа общей и прикладной физики», который находится на базе института, и научно-образовательном комплексе ИПФ РАН, где обучаются студенты, а также 10-й и 11-й физико-математический классы лицея №40. Также важными направлениями работы со школьниками и учителями являются программа ИОН (Индивидуальное обучение наукам), городские олимпиады по физике и астрономии, Летняя физико-математическая школа (ЛФМШ), Летняя исследовательская смена и научные десанты в районы в рамках Фестиваля наук, искусств и технологий (ФЕНИСТ).

Заместитель директора ИПФ РАН по научной работе, д.ф.-м.н. Вадим Скалыга рассказал о направлениях исследования института, а также о росте престижа учёных в стране. Он говорил, что мифы о том, что учёные в России мало зарабатывают, давно устарели. Но многие родители просто не знают, какие возможности есть у сегодняшних физиков, и не мотивируют детей идти в науку, на инженерные специальности.

Ректор НГПУ им. Минина к.ф.-м.н. Виктор Сдобняков познакомил участников конференции с работой по подготовке будущих учителей физики, а также с программой повышения квалификации работающих учителей по методике преподавания физики – одной из лучших в стране. Для педагогов есть возможность заниматься наукой, поступать в аспирантуру. Также в прошлом году в педагогическом университете был открыт физико-технологический факультет, который сотрудничает с ННГУ, ИПФ РАН, а также с МФТИ.

Один из руководителей Фонда развития Физтех-школ Айрат Идрисов познакомил собравшихся с проектом «Наука в регионы» и предложил нижегородским школьникам и учителям воспользоваться ресурсами технопарка Физтех-лицея им. П.Л. Капицы в Москве. Там создан самый большой в стране естественно-научный школьный кластер с прекрасно оборудованными лабораториями и кампусом.

В системе дополнительного образования также работает много программ по естественным наукам. А Нижегородская область – один из 16 пилотных регионов, где в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» созданы центры «Вега» по образцу сочинского «Сириуса». Директор регионального центра «Вега» Ирина Зиновьева пригласила педагогов активнее использовать возможности «Веги» по повышению квалификации, а детей – участвовать в олимпиадах и конкурсах.

На протяжении всей конференции неоднократно подчёркивалась важность преподавания физики в школе. В вузах до сих пор присутствует огромный недобор на технические специальности, тогда как на рынке труда ощущается большой спрос именно на инженеров-разработчиков, конструкторов, физиков-исследователей. Министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков, сам по образованию физик-педагог, сообщил, что нацпроект «Образование», реализуемый с 2019 по 2024 год, безусловно, будет продолжен, а главной задачей нового этапа станет способствование технологической независимости страны. Поэтому вопросы изучения школьниками физики будут в приоритете.